Истоки возникновения Тибетской астрологии

Истоки возникновения тибетской астрологии, уходят в глубокую древность. Древо тибетской астрологической традиции имеет множество корней. Она впитала в себя идеи и методы астрологических наук таких великих цивилизаций, как Индия, Китай, Греция, Иран и др.

Важно, что тибетская астрологическая традиция не относится к числу «умерших», как это произошло с очень многими древними системами.

Чтобы проникнуть в сущность тибетской астрологии, необходимо понять те цели и задачи, которые она была призвана решать.

Астрологической науке приписывались поистине космогонические функции: она была призвана управлять движением космоса и компенсировать те нарушения во взаимоотношении первоначал, которые возникли в далеком прошлом в ходе формирования вселенной.

Тибетская астрология неотделима от тибетской буддийской традиции в целом. И по этой причине ее цели были подчинены высшей цели буддизма — просветлению существ.

Таким образом, астрология в рамках буддизма стала одним из искусных средств, применяемых буддистами для помощи существам на их пути к реализации состояния Будды. Можно выделить следующие основные задачи, которые была призвана решать тибетская астрология:

— поддержание гармонии в процессе обычной, мирской жизни населения Тибета (выявление благоприятных и неблагоприятных периодов для различного рода деятельности, гармонизация брачных отношений, медицинская астрология и т.д.);

— расчет периодов времени, благоприятных для выполнения ритуалов по взаимодействию с существами из других измерений в мирских целях (например, ритуалов по нейтрализации негативных воздействий на здоровье человека со стороны злых духов);

Вся совокупность астрологических вычислений, гаданий и ритуалов называлась Цуглаг.

Прежде всего следует указать две системы — Карци («белая») и Джунци («элементов»).

Методы Джунци близки к методам китайских систем и основаны прежде всего на теории пяти элементов, 12-ти животных, Мева и Парка. Все астрологические характеристики при этом определяются в основном нумерологически.

Карци же ближе к индийской астрологии, поскольку в этой системе учитывается реальное движение планет. В Карци также можно условно выделить «лунный» и «солнечный» разделы. «Солнечный» очень близок к классической индийской, а также западной астрологии, поскольку в нем рассматривают движение планет через 12 знаков Зодиака и строят гороскоп. В «лунном» же разделе наибольшее значение имеет движение Луны через 27 так называемых лунных дворцов и различные типы нумерологических комбинаций, возникающих в связи с этим. В этой книге основное внимание будет уделено именно последней системе, которую мы для краткости будем называть астрологией 27-ми Гюкар (созвездий), поскольку она является специфичной именно для Тибета.

Карци

Наибольшее значение имеют следующие учения:

Калачакра («Колесо времени») — система, о которой уже шла речь выше. Именно с ней связана астрология 27-ми Гюкар, хотя это не единственный раздел этой системы. Считается, что учения Калачакры были переданы Буддой Шакьямуни царю Шамбалы Сучандре, которые тот записал на санскрите в очень большой тантре, насчитывающей 12000 стихов. В Тибете она известна как «Коренная тантра колеса времени», однако, полностью на тибетский она никогда не переводилась.

Калачакра
Калачакра

Янгчар — это система, называемая «Проявление через Гласные Звуки». Основные ее первоисточники -тантры Калачакры, а также «Сародхаятантра», последняя, как считается, была преподана богом Шивой. В этой системе наибольшее значение имеет составление гороскопов на основе 12-ти знаков Зодиака. Также указывается, что это тайный (то есть наиболее глубокий и секретный) раздел Карци, тесно связанный с йогическими методами и медициной.

Далее имеются две разновидности системы Джунци: тибетская и китайская. Они отличаются, в частности, способом определения животного, элемента, Мева и Парка дня.

Цурлуг — это система, созданная Третьим Кармапой — великим Мастером Махамудры и Дзогчен Ранджуном Дордже (XIV в). Первоисточники этой системы — книги Ранджуна Дордже, названые Ци-кун-ту-па, а также Заб-мо-нан-дён, и она распространена прежде всего среди последователей школы Кагыо.

Остальные тибетцы в наше время в основном пользуются так называемой «внутренней традицией» -Пхуглуг. Эта традиция связана со знаменитой работой регента Пятого Далай-ламы «Белый берилл». Пхуглуг — это синтетическая традиция, «система систем». В наши дни именно на ее основании составляются ежегодные альманахи, которые имеют официальный статус.

Зурхай - это общее название монгольской астрологии. В России Зурхай распространен в Бурятии и Калмыкии. В течение многих веков Монголия поддерживала тесные духовные и культурные связи с Тибетом. Вместе с тибетским буддизмом она восприняла и астрологические учения. В основном Зурхай настолько близок к тибетской астрологии, что его вполне можно рассматривать как одну из ветвей последней. С другой стороны, во многих деталях имеются существенные расхождения.

Корни системы Джунци уходят в глубокую древность. Многие ее базовые понятия, в частности, Мева и Парка, упоминаются в очень древних тибетских текстах, связаных с традицией Бон. Не исключено, что эти символы были известны в Тибете почти 4 тысячи лет назад, поэтому, судя по всему, теперь уже трудно с уверенностью определить ту культуру или традицию, в рамках которой они были впервые созданы. Так или иначе это указывает на то, что астрология элементов, ныне распространенная в Китае, Тибете, Вьетнаме и др. странах, с давних времен формировалась в условиях взаимного влияния различных народов и культур.

  • Нет товаров в корзине